Урок 16

 

 

Главная 
План 5 класс 
План 6 класс 
План 7 класс 
План 7 класс 
План 7 класс 
План 7 класс 
План 8 класс 
План 8 класс 
План 8 класс 
План 8 класс 
План 9 класс 
План 9 класс 
План 9 класс 
План 10 класс 
План 10 класс 
План 10 класс 
План 10 класс 
План 10 класс 
План 11 класс 
План 11 класс 
План 11 класс 
План 11 класс 
Уроки 

Интегрированный урок математики и русской литературы в 10-11 класса "Личность. Жизнь и деятельность С.В. Ковалевской"

Разработки уроков, конспекты по алгебре, геометрии, математике.Для учителя алгебры, геометрии, математики

 Для учителя математики алгебры геометрии в школе - разработки уроков, открытые уроки, конспекты, планирование Учителя алгебры геометрии математики в школе - тематическое поурочное календарное планирование конспекты уроков Для учителя алгебры математики геометрии - открытые уроки, календарные тематические поурочные планы конспекты уроков по математике

 

Разработки открытых уроков, конспекты уроков по математике, алгебре, геометрии 5,6,7,8,9,10,11 классРазработки уроков, конспекты по алгебре, геометрии, математике

Конспект интегрированного урока по математике и литературе "Личность. Жизнь и деятельность Софьи Васильевны Ковалевской"

Тип урока: интегрированный урок математики и литературы

Цели интегрированного урока:

  • -учить детей ценить чужие открытия не меньше, чем свои
  • -учить слышать и уважать друг друга

Обучающие задачи интегрированного урока по математике:

  • -ученик должен действовать автономно и рефлексивно
  • -использовать различные средства интерактивно
  • -входить в социальные группы (пары) и функционировать в них

Воспитательные задачи интегрированного урока по математике:

-интегрированное занятие направлено на воспитание свободно мыслящей, творческой личности, на воспитание человека, ценящего и свой, и чужой труд, духовное наследие

Принцип занятия математики:

  • -путь к истине через диалог участников
  • -оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией

Результатом работы является не только реализация знаний и умений, но и сам процесс постижения истины и создания творческого продукта.

Оборудование для проведения интегрированного урока математики и литературы:

  • -индивидуальные листы с таблицей для работы в течение занятия
  • -толковые словари
  • - карточки с высказываниями известных людей о личности
  • - портрет С.В.Ковалевской
  • -биография С.В.Ковалевской на листах для работы в группе
  • -стихи, написанные Софьей Васильевской
  • -компьютерная презентация по математике(алгебре, геометрии) со слайдами.

План конспекта интегрированного занятия

I. Вступление. Слово учителя.

Учитель математики: Сегодня у нас нетрадиционное занятие, занятие интегрированное по математике и литературе. Всё, что от вас требуется – это довериться себе и довериться нам.

II. Понятие « личности».

1 Задание:

Учитель математики: Как вы понимаете слово «личность»? Запишите на листах.

(ребята озвучивают слова, учитель записывает их на доске)

2 Задание:

Учитель маематики: Найдите в толковых словарях определение слова «личность» и выпишите на лист, подчеркните ключевые слова.

(подчёркнутые слова продолжают ряд слов на доске)

3 Задание:

Учитель русской литературы: Мы хотим предложить вам выбрать понравившийся, главное, понятный по смыслу афоризм, посвященный нашей теме. Внимательно прочитайте, обсудите и сделайте запись на своих листах.

Подчеркните ключевые слова.

(ребята читают высказывания и комментируют своё понимание изречения)

(Вариант записи на доске и листах: Яркий, замечательный, обладатель неповторимых свойств, честность, порядочность, талант, индивидуальность. Личность - состоявшийся, уверенный в себе человек, имеющий свою точку зрения.)

Учитель математики: Кого можно по праву назвать личностью?

Ответ состоит из цитат афоризмов:

(Варианты ответов: «Личность - это штучный товар», «…благородная личность сознаёт своё кровное родство, свои кровные связи с отечеством», «…Самый важный плод его (человека) усилий - его собственная личность»…)

III. С.В. Ковалевская – математик или литератор?

Учитель русской литературы: История знает много имён, достойных носить высокое звание «личность». Об одном человеке, а точнее, об одной такой личности мы будем сегодня говорить. Её имя - Софья Васильевна Ковалевская.

Учитель математики: В своё время Лион Фейхтвангер сказал: «Человек талантливый, талантлив во всех областях». Кем была Софья Васильевна - математиком или литераторам? Это и предстоит понять нам на нашем занятии.

( Учитель на доске делает запись: С.В.Ковалевская – математик или литератор?)

История жизни, творческой и научной деятельности Софьи Васильевны Ковалевской.

Задание:

Учитель: Софья Ковалевская прожила короткую, но яркую жизнь. Мы разделили ее биографию на 4 периода. Задание для каждой группы состоит в том, чтобы прочитать материал и выбрать наиболее интересные факты, связанные с математической, литературной деятельностью и другими яркими страницами ее жизни. Биографические сведения готовим устно, на обратной стороне листа выписываем достижения Софьи Васильевны в математической и литературной областях.

Работа в группах.

  • 1 группа-Детство.
  • 2 группа-Учёба за границей
  • 3 группа - Возвращение в Россию.
  • 4 группа - Работа в Стокгольме.

(Выступления учащихся, основные сведения биографии и ее деятельности в области математики и литературы. Устные выступления учащихся сопровождаются демонстрацией слайдов. Во время выступления участники из других групп делают записи в своих таблицах)

  • 1 группа – слайд № 5,6,7
  • 2 группа – слайд № 8,9,10,11,12
  • 3 группа – слайд № 13,14,15,16,17
  • 4 группа – слайд № 18,19,20,21,22

Все записи происходят при коллективном обсуждении. Задача учителя на этом этапе состоит в том, чтобы от внимания учащихся не ускользнула ни одна важная деталь из биографии С.В.Ковалевской.)

Учитель: Подведем итоги нашей совместной работы.

(Образец записи учеников на своих индивидуальных листах)

1 группа

Математика.

С 13 лет способности к математике

Первый учитель Софьи - дядя Петр Васильевич, его математические размышления «действовали на мою фантазию, внушая мне благоговение к математике, как науке высшей и таинственной, открывающей перед посвященными в неё новый чудесный мир, недоступный простым смертным.»

Литература.

«В 12 лет я была глубоко убеждена, что буду поэтессой…».

«Поэтические произведения, которыми особенно горжусь: «Обращение бедуина к его коню» и «Ощущение пловца, ныряющего за жемчугом».

2 группа

18 лет - в Гейдельбергском университете слушает лекции по высшей математике, физике.

24 года – в 1874 г. представила три научные работы, за что получила степень доктора философии «с высшей похвалой». 1870-ые годы написана повесть «Нигилистка» - одно из самых первых художественных произведений об истории русского революционного движения

3 группа

Получила блестящее образование за границей, помещала в газетах и журналах научные обзоры. Знакомство с И.С. Тургеневым и Ф.М. Достоевским. Занимается публицистикой, пишет театральные рецензии, стихи.

4 группа

«Принцесса науки» - так писала о ней стокгольмская газета. Создала известную работу «О движении тяжёлого твёрдого тела вокруг неподвижной точки».

В 1888 г. присуждена премия Французской Академии наук.

1889 г. – премия Шведской Академии наук.

Писала романы, стихи, драмы.

Повесть «Воспоминания детства» была переведена на английский, шведский, немецкий, польский, французский, датский, чешский, японский и другие языки. Критики ставили эту книгу рядом с повестями Тургенева и Толстого.

Учитель: Английский математик Сильвестр написал ей сонет и назвал её «небесной музой». (Слайд № 24).

2.Задание: Анализ созданной таблицы.

Учитель алгебры: Кем же была С.Ковалевская? Математиком или литератором? Проанализируйте таблицу, сравните записи и сделайте вывод.

Учитель геометрии: Для того, чтобы сделать вывод, мы хотим предложить вам познакомиться с высказываниями известных людей о Софье Васильевне Ковалевской (Слайд №26).

«Огромные творческие научные силы русской женщины были впервые раскрыты перед всем миром С.В.Ковалевской». Вавилов С.И.

«Именно Ковалевская была одной из первых женщин, которая в трудных условиях проложила глубокую собственную тропинку в те безбрежные поля науки, куда раньше ступала лишь нога мужчины». Полубаринова-Кочина П.Я.

«Общественная и литературная деятельность Софьи Васильевны Ковалевской является существенной стороной её богатой и многогранной жизни. Характеристика Софьи Васильевны Ковалевской, знаменитого русского математика, прославленной женщины-профессора была бы неполна без раскрытия этих сторон её работы. То же перо, которое в её руке запечатлело на бумаге сложные математические идеи - писало стихи и повести, романы и драмы, театральные рецензии и литературно-критические очерки.»

Нечкина М.В.

Учитель математики: Какое высказывание подтверждает мысль, что Ковалевская умело сочетала как математический дар, так и литературный талант?

(Вариант ответа:  Ребята читают слова Нечкиной М.В., так как это высказывание наиболее полно раскрывает суть задания)

Учитель: Послушайте слова С.Ковалевской, где она говорит о себе:

«Я понимаю, что вас так удивляет, что я могу заниматься зараз и литературой, и математикой. Я всю жизнь не могла решить: к чему у меня больше склонности – к математике или литературе. Только устанет голова от занятий, тотчас начинает тянуть к наблюдениям над жизнью, к рассказам и наоборот, все в жизни начинает казаться ничтожным и неинтересным, и только одни вечные, непреложные научные законы привлекают к себе». (Слайд №27).

Учитель: Талант математический и поэтический родился одновременно, учился и совершенствовался. Её имя – символ. Символ щедрого таланта и яркого самобытного характера.

Но самым главным достижением её жизни было стремление служить справедливости, истине. И поэтому по праву мы должны говорить о С.В.Ковалевской как о личности с большой буквы.

Возвращаясь к нашему вопросу, мы имеем полное право сказать, что С.Ковалевская была математиком и литератором.

(На доске:

? меняется на!

союз или на союз и )

(Слайд №28)

Заключение.

Учитель: Талантливый человек талантлив во всем. Подтверждением этой мысли является множество открытий не только в математике и литературе, но и в астрономии.

Учитель: Работа Софьи Васильевны Ковалевской в области астрономии. Именно она установил, что поперечное сечение кольца Сатурна должно иметь форму овала.

Учитель:. Фриц Леффлер написал в память об этой удивительной женщине стихи:

Прощай! Со славою твоей
Ты навсегда расставшись с нами,
Жить будешь с памяти людей
С другими славными умами,
Покуда чудный звездный свет
С небес на небо будет литься,
И в сонме блещущих планет
Кольцо Сатурна не затмится…

IV. Синквейн

Учитель:

Сегодня мы попытались создать портрет личности С.В.Ковалевской. Каким останется у вас образ в памяти? Давайте нарисуем ее образ путем создания синквейна.

Первое слово в вашем синквейне будет слово - Ковалевская

(Варианты учащихся)

Учитель: Мы тоже хотим предложить вам свой синквейн. (Слайд №31)

V. Домашнее задание на интегрированном уроке математики и литературы.

Учитель:

Дома мы предлагаем вам решить задачу, которую решала в детстве С.В.Ковалевская или составить вопросы к стихотворению, написанному Софьей Васильевной. Но есть надежда, что оба задания покажутся вам интересными , и вы не сможете отказать себе в удовольствии выполнить всю работу.Место для формулы.

А) Задача из “ Курса алгебры” А.Н. Страннолюбского

( Страннолюбский А.Н. был домашним учителем C.Ковалевской в детстве, текст задачи оригинальный)

Отец завещал 1/3 своего имения сыну и 2/5- дочери; из оставшегося затем капитала 2500 руб. должны были пойти на оплату долга, а 3000 рублей – в пользу вдовы. Как велик был оставленный отцом капитал и сколько должен получить сын и дочь? (Слайд № 32).

Б)

Если ты в жизни хотя на мгновенье
Истину в сердце своем ощутил,
Если луч света сквозь мрак и сомненье
Ярким сияньем твой путь озарил:
Что бы, в решеньи своем неизменном,
Рок ни назначил тебе впереди,
Память об этом мгновенье священном
Вечно храни, как святыню, в груди.
Тучи сберутся громадой нестройной,
Небо покроется черною мглой,
С ясной решимостью, с верой спокойной
Бурю ты встреть и померься с грозой.

РЕФЛЕКСИЯ.

Учитель: На последнем этапе нашей встречи мы хотим, чтобы каждый из вас подчеркнул слова или словосочетания, совпадающие с вашими внутренними ощущениями.

Необычно, скучно, интересно, тяжело, познавательно, утомительно, поучительно, устал, возникло много вопросов, сложные задания, я справился, есть о чем подумать, потерял время, я доволен работой в группе, в группе работать интересно, пришлось задуматься, мне это неинтересно, мне это интересно, меня не услышали….

Список литературы, использованной при подготовке интегрированного урока математики и русской литературы

  • 1.Даль. Толковый словарь русского языка современного написания. Изд –во АСТ, 2008.
  • 2.Душенко К.В. Большая книга афоризмов. Москва: Эксмо, 2009.
  • 3.Евгеньева А.П.Словарь русского языка. Изд – во Русский язык, Москва, 1985
  • 4.Ковалевская С.В. Воспоминания. Повести. Изд – во: Правда, 1986.
  • 5.Кондрашов В.А., Чкалов В.А. Философский словарь. Изд – во Феникс, 2006
  • 6.Чистяков В.Д. Сборник старинных задач по элементарной математике с историческими экскурсами и подробными решениями. Минск: Изд – во Мин. Высшего, среднего спец. и проф. обр. БССР, 1962.

Окончание конспекта (разработки урока) интегрированного урока математики и русской литературы в старших классах.

Интегрированный урок математики и русской литературы в 10-11 класса "Личность. Жизнь и деятельность С.В. Ковалевской"

Конспект урока учителя алгебры

 

Copyright(c) 2013-2014-2015-2016 Скачать бесплатно тематические, календарные, поурочные планы по математике, алгебре, геометрии, разработки открытых уроков, конспекты, сценарии по математике для учителя математики в школе

Рейтинг сайтов Луганска и Луганской области

ПУС ©™ - Первая Учительская Сеть сайтов